Краткое объяснение Божественной литургии и поведение верующих во время этих Богослужений.
В сравнении с другими церковными службами Божественная литургия – самое важное богослужение. Она напоминает нам всю земную жизнь Иисуса Христа: Его рождение, торжественное явление миру, учение, установление Им таинства Причащения, Его страдания, смерть, Воскресение и Вознесение на небо. Но особенно дорого для нас то, что во время её совершения приносится Отцу Небесному пречистое Тело и Животворящая Кровь Сына Его как умилостивительная жертва за грехи наши, и затем это Тело и Кровь Сына Божия предлагаются нам как духовная пища и питие во оставление грехов и жизнь вечную.
Литургию по-гречески ещё называют Евхаристией - благодарением, ибо, участвуя в этом Таинстве, христиане приносят благодарение Богу за прожитую жизнь, за все радости и скорби.
На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, вспоминается Рождество Спасителя. В это же время вспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великую радость испытывают души (великая отрада бывает душам) усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников, и знаемых, и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: "Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженный жизни наслаждение".
За каждого человека живого и почившего поминаемого на проскомидии вынимается частица из просфоры,которые в конце литургии опускаются в Чашу с Телом и Кровию Христовою с молитвою «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.
Первую Божественную литургию, называемую в Священном Писании Тайною вечерею, совершил Сам Иисус Христос, Который был и Первосвященником, и жертвою, благоволив прежде видимого и всемирного заклания Своего на кресте принести Себя в жертву невидимо и таинственно, под видом хлеба и вина.
Приобщив Своих учеников – апостолов, Господь сказал: “Сие творите в Мое воспоминание”. И теперь, когда священник совершает Литургию, не он есть настоящий её совершитель, но Бог. “Веруйте, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – что и ныне совершается та же вечеря, на которой Сам Господь наш Иисус Христос возлежал; ибо они ничем не отличаются одна от другой; нельзя сказать, что сию совершает человек, а ту – Христос; напротив, и ту и другую совершает Сам Он”.
Литургия начинается с проскомидии, во время которой приготовляются святые дары. Она совершается в алтаре, незримо для народа, символизируя этим воспоминание о Рождестве Спасителя и первоначальной Его жизни, мало известной и открытой только немногим избранным.
Во второй части Литургии, называемой Литургией оглашенных, особенно знаменательны вход с Евангелием и само чтение Апостола и Евангелия.
Вход с Евангелием означает явление Иисуса Христа на проповедь, начавшуюся после крещения Его в Иордане. Несомая пред Евангелием свеча символизирует свет божественного учения Спасителя, который Сам есть истинный свет, просвещающий всякого человека.
Чтение Апостола и Евангелия изображает проповедь Спасителя, пронесённую апостолами по всему миру. Поэтому слушать это чтение надлежит с таким же вниманием и благоговением, как если бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа.
Третья и важнейшая часть Литургии – Литургия Верных – называется так потому, что в древности к ней допускались только верные, то есть уже принявшие святое Крещение. Она начинается с Великого входа.
Великий вход, во время которого при пении Херувимской песни приготовляемые дары с жертвенника переносятся на престол для освящения, символизирует вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. При воспоминании об этом событии, свидетельствующем о неизреченной любви Господа к нам, мы должны, как поётся в Херувимской песне, отложив всякое земное попечение, уподобиться херувимам, чтобы, с тою же чистотою и благоговением, достойно прославить Царя, за нас претерпевшего смерть.
После Великого входа, во время пения “Тебе поем” совершается само Таинство. В эти минуты, когда Святые Дары благословляются и освящаются силою и действием Святого Духа, когда хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христову, а храм становится Небом и наполняется Небесными Силами, следует стоять с особым благоговением и смиренным сердцем, ибо это есть самая важная и торжественная часть Литургии. “Истинно теперь, – как говорит святой Иоанн Златоуст, – весь сонм Небесных Сил стекается, и место вокруг алтаря наполняется ангельскими ликами”.
И мы, вослед церковному хору, воспоем в сердце своём слова любви и благодарности Господу, совершающему такое непрестанное чудо Своей божественной любви к нам в бескровном принесении Сына Своего единородного в жертву за наше спасение.
После причастного стиха отверстием Царских врат и явлением Святых Даров народу изображается явление Иисуса Христа по Воскресении. Отверстие Царских врат означает отнятие камня от Гроба Господня, а показание верующим Святых Даров – то, что Иисус Христос воистину воскрес из мертвых и показал Себя по воскресении живым.
Последнее же явление Святых Даров народу с возгласом: “Всегда, ныне, и присно, и во веки веков!”, напоминает нам Вознесение Иисуса Христа и обетование Его пребывать с верующими до скончания века.
Какие же чувства должны мы испытывать, приступая к святому Причащению?!
“Господь есть жизнь моя – да воскресну и живу от смерти греховной в добродетели!
Господь есть восстановление моё – и так приступаю да более не падаю!
Господь есть оправдание моё – да из неправедного праведным меня соделает Своею благодатию!
Причащаясь Святых Христовых Таин, приобрету от них помощь и положу начало спасения моего, чтобы более не служить греху, но по силе моей – Богу моему!”
Назад к списку