Приход Успения Пресвятой Богородицы с.Инякино - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПОРЯДОК И ИЗЪЯСНЕНИЕ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

 

Вечернее богослужение

Вечерними службами освящаются моменты вечера и ночи. К числу этих служб, во-первых, относится вечерня. Вечерний час напоминает верующему о первом на земле вечере и о моменте, с которого началось исчисление времени, то есть о сотворении мира. Поэтому на Вечерне в ветхозаветных псалмах вспоминается прежде всего сотворение мира и человека.

Общий очерк первой части Всенощного бдения — Вечерни

 Пение избранных стихов величественного 103 псалма, художественно изображающего сотворение мира и человека:

Благослови, душе моя. Господа;  .

 Во время пения 103 псалма священник с диаконом совершают каждение всего храма; фимиам изображает веяние Св. Духа над сотворенным веществом.

Торжественное начала всенощного бдения, помимо сотворения мира, напоминает нам вместе с тем и невинное состояние прародителей в раю, когда они, еще не согрешившие, не знали ни страданий, ни мучений совести и блаженствовали, наслаждаясь красотою лицезрения Божия и прославляя Его бесконечные совершенства.Но не продолжительно было их блаженство. После грехопадения они были выгнаны из рая и проводили остальную жизнь в раскаянии и сожалении о своих грехах. Закрытие входа в рай для наших прародителей изображается закрытием Царских врат.

Великая ектения

После пения “предначинательного псалма” и закрытия Царских врат читается Великая ектения, чтобы показать, как и на Литургии, сущность наших просьб и характер нашей молитвы к Господу. Стоя перед закрытыми Царскими вратами, молящиеся изображают положение наших праотцев Адама и Евы, которые стояли перед дверьми рая, оплакивая свою горькую участь.Такое чувство сожаления об утраченном блаженстве и обращение к Богу за помилованием выражается в следующем моменте всенощного бдения...

Псалом “Блажен муж”

Поется несколько выборных стихов из 1, 2 и 3 псалмов, в которых слышится раскаяние грешника и надежда на помощь Божию.

Блажен муж, /иже не иде на совет нечестивых. /Аллилуиа. 

 Малая ектения. “Господи воззвах”

Сделав перерыв малой ектенией, Св. Церковь еще дальше, еще глубже изображает покаянное чувство первых людей, наших праотцев, и надежду на Божию помощь.

“Господи воззвах”В изложенных молитвах и песнопениях воспоминается о ветхозаветных событиях, а дальше слышатся иные молитвы, несущие отраду и утешение христианскому сердцу и говорящие о том, что молитва людей услышана, “жертва” принята и что теперь мы имеем выход из греховного состояния через веру в Искупителя, Иисуса Христа и через исполнение Его Божественного учения.

 Догматик или Богородичен

 Во время пения догматика Царские врата, бывшие закрытыми с окончания пения предначинательного псалма, снова открываются. Открытие Царских врат означает открытие входа в Царство Небесное людям с пришествием Иисуса Христа на землю, а также и то, что Свет Неба, знаменуемого алтарем, снова откроется людям.

Вечерний вход

Священник с диаконом выходят из алтаря на солею, означая этим явление Иисуса Христа для спасения людей.

Выход священнослужителей, составляя особый торжественный момент всенощной, называется “вечерним входом” (с кадилом). Получив на солее благословение от священника на Святой вход, диакон кадилом делает в царских вратах знамение креста и возглашает: “Премудрость, прости”. Возгласом “премудрость”, как и на Литургии, возбуждается особенное внимание верующих к воспоминаемому моменту.

Пение “Свете Тихий”

Молящиеся, созерцая свет, льющийся из алтаря и представляя Иисуса Христа, грядущего к людям, в благоговении встречают Его пением следующего гимна:

 Прокимен

Вслед за тем поется прокимен или стих, заимствованный из псалмов. На каждый день недели существует особый вечерний прокимен, и потому эти прокимны называются “дневными” прокимнами. В них обыкновенно содержится сущность дневного священного воспоминания.

Воскресному прокимену и следующим за ним стихам придается еще и следующий смысл: “Господь славен в красоте своего царского одеяния и грозен в своем величии. Под державною рукою Его не только вся вселенная, но и Дом Его, то есть Церковь Его. И эту святыню Он сохраняет в долготу дний”.

И еще далее — следующий смысл: “Господь воцарился... Пришло Царство Божие и вся природа — (мир и человек) облеклась в красоту, обновилась и преродилаоь”.

Паремии

Под большие праздники после прокимена читаются “паремии” или избранные места из Священных книг Ветхого Завета (а иногда из Нового Завета — в день памяти Св. Апостолов, например Иоанна Богослова, Петра и Павла), в которых излагаются пророческие предсказания сущности праздника, или же высказывается похвала празднуемому Святому.

Сугубая ектения

За паремиями следует сугубая ектения, после которой читается молитва:Затем произносится просительная ектения.

Лития

Затем под великие и храмовые праздники в состав всенощной включается лития и благословение хлебов.

Слово “лития” означает усердное моление. При пении “стихир на литии” священник и диакон с кадильницею в преднесении светильников исходят из алтаря царскими вратами и идут в притвор для молитвы.

На литии Церковь обращается с молитвою к Господу Богу о всех православных христианах, о всех пастырях церковных, о всякой душе христианской скорбящей и озлобленной (т. е. озабоченной, страждущей), милости Божией и помощи требующей, об избавлении от глада, губительства (заразы), труса (землетрясения), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междуусобныя брани.

Литию священник оканчивает молитвой к Богу (“Владыко многомилостиве”). Затем священнослужители подвигаются вперед, ближе к алтарю, к приготовленному столику с хлебцами, при пении новых стихир, называемых “стихирами на стиховне”.

 “Ныне отпущаеши...”

За стихирами на стиховне читается или поется молитва Симеона Богоприимца: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...”

Чтением этой молитвы Св. Церковь желает примером Св. Симеона Богоприимца расположить к такому времяпрепровождению, чтобы мы во всякое время готовы были явиться на Суд Божий и в спокойствии совести, с сознанием исполненного долга и веры в Спасителя, подобно Симеону Богоприимцу, окончить свою земную жизнь.

Читаемая в конце вечерни — молитва “Ныне отпущаеши” личностью Праведного Симеона художественно изображает конец ветхозаветного периода, преисполненного ожиданиями Мессии Христа.

“Богородице Дево” или тропарь

Затем, в воскресные и обыкновенные, непраздничные дни поется песнь Богородице.

В великие праздники поются тропари праздника или дня. Пением молитвы “Богородице Дево”, содержащей в себе приветствие Архангела Гавриила в момент Благовещения Ей, изображается это священное событие, служащее переходом от Ветхого к Новому Завету.

Пением же тропарей вообще — обозначается, что если вера в грядущего Спасителя доставляла ветхозаветным праведникам (как например Симеону Богоприимцу) тихую, безмятежную смерть, то вера в пришедшего Спасителя вдохновляла новозаветных праведников даже на мученическую и подвижническую жизнь.

Во время пения тропаря диакон или священник трижды кадит находящийся перед солею столик с хлебами, пшеницею, вином и елеем.

Благословение хлебов

После пения тропаря священник, взяв один хлеб, делает им изображение креста над прочими хлебами и читает молитву, в которой, вспоминая о чудесном насыщении Иисусом Христом пятью хлебами 5000 человек, просит Господа, чтобы Он благословил “хлебы сия, пшеницу, вино и елей”.

Затем певчие поют “Буди Имя Господне благословенно отныне и до века...” (трижды) и читается 33-й псалом: “Благословлю Господа на всякое время”, после чего священник, как и на Литургии, преподает Божие благословение: “Благословение Господне на вас Того, благодатию и человеколюбием: всегда, ныне и присно, и во веки веков”.

Затем начинается вторая часть Всенощной — “Утреня”.

Общий очерк утрени, как второй части Всенощного бдения.

Утреня на Всенощном бдении начинается тотчас же после благословения священником народа. Чтец произносит песнь, воспетую ангелами в ночь на Рождество Христово: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение” (трижды).

Далее начинается отдел Всенощной, называемый чтением “шестопсалмия” (Пс. 3, 37, 62, 87 102, 142).

За шестопсалмием следует Великая ектения, после которой раздается торжественная песнь Христу Богу, сошедшему на землю нашего ради спасения:“Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне”.

Эти слова напоминают нам, помимо пребывания Иисуса Христа на земле вообще — торжественный Его вход в Иерусалим на вольные Страдания. К пению “Бог Господь...”присоединяется пение тропаря на тот же глас. Поется тропарь праздника или дня, а затем начинается чтение “кафизм”.

Кафизмы

Кафизма есть отделение Псалтири. Вся Псалтирь содержит в себе 150 псалмов, которые разделяются на 20 отделов или кафизм. Кроме того, каждая кафизма делится еще на три части или “славы”, так как по прочтении всякой такой части кафизмы читается “слава и ныне”, “Аллилуиа” (трижды).

На воскресной утрени всегда читаются 2-я и 3-я кафизмы. Чтение воскресных кафизм изображает страдания Спасителя.  

Полиелей

 

Эта часть Всенощной носит название полиелея, что значит “многомилостие”. В этот момент особенно обильно возжигаются свечи. Открытие Царских врат и вынос Евангелия напоминает Воскресение Иисуса Христа.

Пением полиелея обозначается милость и слава Иисуса Христа, явленная людям в чуде Воскресения Его из мертвых. Словами полиелейного псалма верующие приглашаются хвалить Бога Отца за послание Сына Своего Единородного для нашего спасения.

Воскресны “непорочны”

Для прославления же Самого Воскресшего Господа Иисуса, а равно для изображения Его явлений поются (под воскресные только дни) следующие стихи, называемые “воскресными непорочными”.

Благословен оси. Господи, /научи мя оправданием Твоим/……

 Величание

В двунадесятые праздники и в праздники великих святых перед вынесенною на середину храма иконою праздника или святого поется сначала священнослужителями, затем певчими “величание” в честь Господа, Божией Матери или святого.

После выноса Евангелия, во время пения “Хвалите Имя Господне”: совершается каждение священнослужителями храма и молящихся.

Антифоны

После следующей за величанием или воскресными тропарями малой ектений поются “степенны” или “антифоны”:

От юности моея /мнози борют мя старсти, /но Сам мя заступи/ и спаси Спасе мой/….

  Чтение Евангелия

После утренних антифонов произносится утренний прокимен, а затем читается Евангелие, повествующее о Воскресении Христовом (под воскресные дни) и об явлениях Его ученикам по воскресении. Воскресных утренних Евангелий одиннадцать. Эти Евангелия, заимствованные из всех четырех Евангелистов, читаются, чередуясь между собою в строгом порядке, одно за другим. В другие праздники читаются Евангелия применительно к празднуемому событию.

“Воскресение Христово видевше”

По прочтении Евангелия поется певчими молитва:

Воскресение Христово видевше, / ……

Затем диакон произносит такое же моление, как и на литии: “Спаси, Боже, люди Твоя...” и начинается пение и чтение “канона”, в котором говорится то про Воскресение Господа, то про верных Его слуг (Святых).

После 3, 6 и 9 песни произносится Малая ектения.

“Величит душа моя Господа”

Так как в девятой песни канона воспоминается Богоматерь, то диакон стоя с кадильницею перед иконою Божией Матери, возглашает: “Богородицу и Матерь света в песнях возвеличим”.

Певчие ублажают Богородицу пением: “Величит душа моя Господа и возрадовася Дух мой о Бозе Спасе моем” с припевом: “Честнейшую Херувим”.

Светилен или экзапостилларий

После канона поется: “Свят Господь Бог наш” (трижды) и читается или поется “светилен” или утренний “экзапостилларий”. Светильным или экзапостилларием называется церковная песнь, заключающая в себе моление о ниспослании света и о просвещении нашего ума для достойного восхваления Господа в стихирах на хвалитех и в Великом славословии.

Псалмы и стихиры на хвалитех

После “светильна” или “экзапостиллария” поются “хвалитны”, в которых содержится славословие Богу от всей твари, даже неодушевленной, от царства природы.

 Богородичен “Преблагословенна еси Богородице”

После стихир на “хвалитех” поется Богородичная песнь:

Преблагословение еси, Богородице Дево: /……

   Затем следуют ектении, сугубая и просительная, после которых происходит “отпуст”.

Первый час

После окончания Утрени читается Первый час, на котором вспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата. В заключение Первого часа священник перед Царскими вратами читает следующую молитву:

Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, …..

После этой молитвы певчие поют:

Взбранной Воеводе победительная, ….

 И бывает отпуст.

 

 


Назад к списку